Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Существуют 2 основные формы, в которых можно осуществлять предпринимательскую деятельность:
Юридическое лицо – это организация, которой принадлежит на законном основании какое-либо имущество. Коммерческая организация – организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, т.е., коммерческие организации создаются исключительно для осуществления предпринимательской деятельности.
Большинство организаций малого и среднего бизнеса представлены в форме ООО (общества с ограниченной ответственностью). Деятельность ООО регулируется законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Единственный учредительный документ ООО — устав, в котором отныне можно не указывать ни состава участников, ни сведений об их долях. Устав общества с ограниченной ответственностью наряду со сведениями, указанными в пункте 2 статьи 52 Гражданского Кодекса, должен содержать сведения о размере уставного капитала общества, составе и компетенции его органов управления, порядке принятия ими решений (в том числе решений по вопросам, принимаемым единогласно или квалифицированным большинством голосов) и иные предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью сведения.
Индивидуальная предпринимательская деятельность - это деятельность, направленная на извлечение прибыли, осуществляемая гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.
Такая деятельность осуществляется от имени гражданина, который является «единоличным руководителем», т.е. только он обладает правом подписи документов и только он несет ответственность.
Отличия ИП и ООО представлены в таблице:
ИП |
ООО |
1. Объём ответственности |
|
Ответственность ИП является неограниченной. При наличии задолженности (перед бюджетом, внебюджетными фондами, контрагентами) ИП рискует всем своим имуществом. |
Ответственность участника ООО ограничена размером его вклада в уставный капитал. |
2. Затраты при открытии |
|
800 руб. - государственная пошлина Нотариальные расходы
|
4000 руб. - государственная пошлина 10 000 руб. – минимальный размер уставного капитала нотариальные расходы дополнительные расходы: за каждый дополнительный экземпляр учредительных документов за нотариальное заверение |
3. Другие обязательные требования |
|
Нет |
Наличие юридического адреса (место нахождения) |
4. Учёт и отчётность |
|
ИП освобождены от обязанности составлять и подавать бухгалтерский баланс, отчеты в органы статистики. |
Сдача отчетов в органы статистики обязательна. При применении общего режима налогообложения обязательно составление бухгалтерского баланса. |
5. Административные штрафы |
|
За административные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности размер штрафов для ИП и ООО различается, в среднем, в 10 раз. За одинаковые правонарушения суммы штрафов могут составлять, например, для ИП – 3000-5000 руб., для ООО – 30000-50000 руб. Также при наличии вины руководителя ООО штраф может быть наложен и на него. |
|
6. Прекращение деятельности |
|
Динамичность ИП позволяет быстро ликвидироваться. Размер государственной пошлины – 160 руб. |
Усложнённая процедура ликвидации, требующая широкого спектра действий. Размер государственной пошлины при ликвидации (кроме банкротства) – 800 руб. |
7. Возможность компенсации морального вреда |
|
ИП имеет право на защиту не только деловой репутации, но и своей чести и достоинства. ИП (как физическому лицу) может быть компенсирован моральный вред (физические и нравственные страдания). Эти специфические права дают дополнительную гарантию от недобросовестности коммерческих партнеров и конкурентов. |
Юридическому лицу (ООО) моральный вред не возмещается. |
8. Занятие определенными видами деятельности |
|
ИП запрещено заниматься такими видами деятельности как, например, торговля алкогольными напитками (кроме пива), оказание охранных услуг и т.д. |
ООО может осуществлять любые виды деятельности. |
В остальном ИП и ООО являются равноправными участниками хозяйственного оборота. Каждый из них вправе иметь печать, расчетный счет, заключать договоры, нанимать работников на работу, получать лицензии и сертификаты, участвовать в конкурсах на поставку для государственных и муниципальных нужд, на получение поддержки из средств бюджета и т.д.
! К индивидуальной предпринимательской деятельности применяются нормы гражданского законодательства, регулирующие деятельность коммерческих организаций.
Что касается налогового бремени, то при применении специальных режимов налогообложения (ЕСХН, УСНО, ЕНВД), для ИП и ООО действуют одинаковые налоговые ставки.
При применении общего режима налогообложения ставки по всем налогам также одинаковы. Однако необходимо учитывать, что в этом случае ООО является плательщиком налога на прибыль организаций, а ИП – плательщиком налога на доходы физических лиц.
Согласно ст.23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации.
Согласно Федеральном законе РФ от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в налоговых инспекциях по месту жительства граждан, решивших заняться предпринимательской деятельностью. Это позволяет налоговым органам одновременно поставить предпринимателя на учет в качестве налогоплательщика.
Для регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей в инспекцию должны быть представлены следующие документы:
Размер государственной пошлины при регистрации предпринимателя без образования юридического лица составляет 800 рублей.
Документы в инспекцию можно подать лично или направить почтой. Самому процессу регистрации как ПБОЮЛ, так и юридических лиц отводится единый общий срок – не более пяти рабочих дней с момента получения инспекцией надлежаще оформленных документов от заявителя.
При изменении сведений об индивидуальном предпринимателе, внесенных в реестр (изменение фамилии, гражданства, местожительства, замене паспорта), предприниматель обязан в течение трех дней сообщить об этом в налоговую инспекцию.
Изменения вносятся на основании заявления (Р24001) и нотариально заверенной копии документа, подтверждающего новые сведения (вместо нотариально заверенной можно принести обычную копию вместе с подлинником документа).
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
Регистрация юридического лица осуществляется в налоговой инспекции по месту нахождения постоянно действующего руководящего (исполнительного) органа юридического лица. При государственной регистрации создаваемого юридического лица, учредителями предоставляются следующие документы:
На основании сведений единых государственных реестров осуществляется регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей в государственных внебюджетных фондах без непосредственного обращения лиц в них. Размер госпошлины регистрации ЮЛ составляет 4000 руб.
Уставный капитал ООО – это минимальный размер имущества ООО, гарантирующий интересы его кредиторов.
Внимание! Уставный капитал не является неизменным. Например, денежные средства, внесенные в уставный капитал, можно тратить. Необходимо, чтобы в ООО в целом были в наличии деньги или имущество на сумму не менее, чем заявленный размер уставного капитала.
Вкладом в уставный капитал могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права или иные права, имеющие денежную оценку.
Чаще всего вклады в уставный капитал ООО вносятся деньгами или имуществом.
Оценку имуществу при внесении вклада дают сами учредители. Если стоимость доли в уставном капитале, оплаченной имуществом, составляет более 20000 рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.
Деньги или вещи, внесенные в уставный капитал, становятся собственностью ООО.
Денежный вклад вносится путем внесения соответствующей денежной суммы на счет в банке. При этом банк выдает квитанцию или справку о внесении денежных средств.
Имущественный вклад вносится путем передачи в ООО имущества. Такая передача оформляется актом приема-передачи имущества, который составляется в произвольной форме. Передающей стороной выступает учредитель, принимающей – руководитель ООО.
Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в инспекции Федеральной налоговой службы РС(Я), и указывает свои паспортные данные и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена.
Заявителем может быть при государственной регистрации юридического лица :
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в налоговую инспекцию предоставляются:
Если изменения не касаются учредительных документов, то подается только заявление по установленной форме (Р14001).
Для юридических лиц наличие печати является обязательным в силу требований действующего законодательства (ст.48 ГК РФ). Для изготовления печати необходимо представить изготовителю копию свидетельства о регистрации.
Открытие счетов в банках осуществляется при предъявлении свидетельства о регистрации (а также свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заявления, заверенные копии учредительных документов, карточки с образцами подписей и оттиском печати).
Для индивидуальных предпринимателей наличие печати не является обязательным требованием. Индивидуальные предприниматели при желании могут пользоваться круглой печатью с указанием своей фамилии, имени, отчества, с указанием регистрационного номера и ИНН.
Предприниматели имеют право на открытие и использование банковских счетов. Для открытия счета в банк необходимо предъявить свидетельство о регистрации, а также свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, заявление, карточку с образцами подписей и оттиском печати.
Выбор банка зависит от выбора руководителя организации или индивидуального предпринимателя. При выборе банка необходимо проанализировать устойчивость и опыт работы банка, объем предоставляемых банком услуг, тарифы на оказываемые банком услуги, возможности получения в банке кредитов, график работы, возможности открытия валютного счета, территориальное расположение банка и прочие данные.
В течение 10 дней после открытия расчетного или иного вида счетов необходимо уведомить налоговую инспекцию по месту регистрации об открытии счета, в противном случае на предприятие будут наложены штрафы.
Примерный перечень документов для открытия расчетного счета:
Бизнес-план является документом, на основании которого предприниматель может аргументировано убедить финансово-кредитное учреждение в необходимости и целесообразности предоставления ему финансовых средств. Продуманность идеи, расчет возможных затрат и доходных источников позволяют банку, фонду, кредитному кооперативу и другим кредитующим организациям увидеть на что необходимы средства, все ли расходы учтены и оптимизированы, а также понять насколько сам потенциальныйзаемщик оценил риски, связанные с получением прибыли и возвратом средств.
Для оформления бизнес-плана рекомендуется использовать приводимое ниже его описание с краткими комментариями.
1.1. Титульный лист
|
1.2. Вводная часть или краткая характеристика предприятия, производства и выпускаемой продукции (1-2 стр.) Надо дать краткое описание предприятия: занимаемая им территория, имеющиеся производственные мощности, применяемые технологии, технологический процесс, оборудование, выпускаемая продукция, реквизиты, организационно-правовая форма. |
1.3. Краткое описание предлагаемого бизнес-плана (минимум 3-4стр.) Это реклама проекта, которая должна характеризовать цели проекта, доказательства его выгодности. Показать, в чем сущность проекта, назвать преимущества продукции (услуг), указать, какие потребуются инвестиции и когда будут возвращены заемные средства. Если реализация проекта позволит решить социальные проблемы (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов и т.п.), то указать какие именно. Общая стоимость проекта. Срок реализации. Финансирование проекта ( в процентах):
|
1.4. Маркетинговые исследования (минимум 5-6 стр.) (работы, услуги) Каков ожидаемый спрос на продукцию, отдельно указываются предпосылки ожидаемого успеха инвестиционного проекта. При возможности отметить использование продукции для экспорта или замещения импорта. Предприятия конкуренты (их адреса, выпускаемая продукция, качество, цены, объемы, слабые и сильные стороны и т.д.). Краткий анализ конкурентной среды. Поставщики сырья, оборудования, материалов, подрядчики (договоры, условия, цены). Рынок сбыта (страны, регионы, физические и юридические лица, договоры и т.д.). Характер спроса (равномерный или сезонный). Какие свойства продукции или дополнительные услуги делают проект предпочтительным по отношению к конкурентам. Основные риски проекта: Риски на стадии подготовки проекта. Платежеспособность заказчика (в случае одного покупателя товара). Непредвиденные затраты, в том числе из-за инфляции. Недостатки проектно-изыскательных работ. Несвоевременная поставка комплектующих. Недобросовестность подрядчика и др. Финансово-экономические риски. Неустойчивость спроса. Появление альтернативного продукта. Снижение цен конкурентами. Увеличение производства конкурентами. Рост налогов. Неплатежеспособность потребителей. Рост цен на сырье, материалы, перевозки. Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернатив. Недостаток оборотных средств. Социальные риски. Трудности с набором квалифицированной рабочей силы. Угроза забастовки. Недостаточный уровень заработной платы. Квалификация кадров. Социальная инфраструктура. Технические риски. Изношенность оборудования. Нестабильность качества сырья и материалов. Новизна технологии. Недостаточная надежность технологии. Отсутствие резерва мощности. Экологические риски. Вероятность залповых выбросов. Выбросы в атмосферу и сбросы в воду. Близость населенного пункта. Вредность производства. Складирование отходов. Обоснование цены на продукцию. Организация сбыта. Дать описание системы сбыта. Договоры или протоколы о намерениях реализации товара по предлагаемым ценам. |
1.5. Производственный план (до 5 стр.) (назначение раздела – аргументировать выбор производственного процесса и определить его экономические показатели) Специфические требования к организации производства. Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами. Норма амортизационных отчислений. Себестоимость намечаемой к производству продукции. Калькуляция себестоимости. Структура капитальных вложений, предусмотренная в проектной документации и сметно-финансовом расчете, в т.ч. строительно-монтажные работы, затраты на оборудование, прочие затраты. Ввод и освоение производственных мощностей. Обеспечение экологической и технической безопасности. Торгово-сбытовые издержки. Капитальные затраты, связанные с реализацией продукции (услуг). Логистика производственных процессов. |
1.6. Организационно-штатная структура предприятия. Форма собственности предприятия. Штатное расписание предприятия. Кто обладает правом подписи финансовых документов. Распределение обязанностей между членами руководящего состава. Поддержка проекта различными организациями. |
1.7. Финансовый план (до 5 стр.) (данный раздел является ключевым, по нему определяется эффективность проекта).
1.7.1. Объем финансирования проекта по источникам и периодам, цена ресурсов. Намерение использования и перечень льгот. 1.7.2. Финансовый план содержит обоснование движения денежных потоков по месяцам и годам реализации инвестиционного проекта. Данные финансового плана являются основой расчетов эффективности проектируемых инвестиций. 1.7.3.Баланс доходов и расходов по отдельным товарам рассчитывается в соответствии с данными об объеме производства по кварталам и годам, уровне и сроках освоения проектной мощности, а также об оптовых ценах на единицу каждого товара (в разделе “План маркетинга”) и о расчетной себестоимости по каждому виду продукции (в разделе “Производственный план”). 1.7.4. Расчет эффективности проекта - рентабельность. 1.7.5. Расчету коэффициентов оценки структуры баланса предприятия – текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и их отношения к величине заемных средств в составе средств финансирования проекта, восстановления (утраты) платежеспособности. |
Для приобретения прав юридического лица некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного специального порядка государственной регистрации некоммерческих организаций Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) представляются следующие документы:
Указанные документы представляются на регистрацию в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.
Все документы объемом 2 и более листа прошиваются и заверяются подписью руководителя или иного лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Срок рассмотрения документов Управлением четырнадцать рабочих дней со дня подачи заявления о государственной регистрации некоммерческой организации. В случае принятия решения о государственной регистрации некоммерческой организации, Управление направляет сведения и документы в налоговый орган для внесения в ЕГРЮЛ. В срок не более 5 рабочих дней со дня получения этих сведений и документов, налоговый орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и сообщает об этом в Управление. Не позднее 3 рабочих дней со дня получения информации о внесении в ЕГРЮЛ записи об некоммерческой организации, Управление выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации.
В случае отказа в государственной регистрации некоммерческой организации заявителю сообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации некоммерческой организации.
Предприниматель, осуществляющий деятельность в сельском хозяйстве (глава крестьянского (фермерского) хозяйства или члены хозяйства), представляет те же документы, что и индивидуальный предприниматель. Однако необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон № 74-ФЗ) граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение. Пунктом 4 статьи 4 указанного закона установлено, что к соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.
Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на регистрирующие (налоговые) органы не возложены обязанности по осуществлению контроля за соблюдением членами КФХ положений, установленных пунктом 4 статьи 4 Закона № 74-ФЗ. Вместе с тем, при наличии в регистрирующем (налоговом) органе информации, свидетельствующей о нарушении главами КФХ пункта 4 статьи 4 Закона № 74-ФЗ, регистрирующий (налоговый) орган, руководствуясь пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон) вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ коммерческие организации и индивидуальные предприниматели имеют право заниматься всеми видами деятельности, не запрещенными законом. Однако при регистрации, все же, необходимо указать, чем конкретно будет заниматься субъект предпринимательской деятельности. Такая обязанность введена для целей статистического учета, а также для облегчения работы иных органов. Например, налоговый инспектор, глядя на виды деятельности, сможет определить, какую систему налогообложения применяет то или иное предприятие, в соответствии с основным видом деятельности определяются тарифы взносов в Фонд социального страхования на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Виды деятельности указываются в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).
ОКВЭД разделен на части:
Наименование частей |
Пример |
Раздел |
Раздел D. Обрабатывающие производства |
Подраздел (не обязательно) |
Подраздел DA. Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
Класс |
15. Производство пищевых продуктов, включая напитки |
Подкласс |
15.5. Производство молочных продуктов |
Группа |
15.51. Переработка молока и производство сыра |
Подгруппа |
15.51.1. Производство цельномолочной продукции |
Вид |
15.51.12. Производство сметаны и жидких сливок |
! При выборе вида деятельности случаются затруднения. ОКВЭД состоит из 2 частей – непосредственно виды деятельности и описание группировок, где содержатся расшифровки соответствующих кодов. В случае, если подходящий код не найден, нужно учитывать, что перечень видов деятельности открытый, в каждой группировке есть коды с названиями «предоставление прочих услуг», «производство прочей продукции» и т.д.
! В заявлении указываются коды, содержащие не менее 3 цифр.
! Количество видов деятельности, указываемых в заявлении, не ограничено. Количество выбранных видов деятельности не влияет на налоговые ставки.
! Первым указывается основной вид деятельности, все остальные являются дополнительными.
Изменить виды деятельности можно в любое время. Возможно исключить виды деятельности из заявленного ранее перечня, дополнить существующий перечень, изменить основной вид деятельности.
Органы, в которых необходимо стать на учет:
Наименование органа |
ИП |
Юридические лица |
Территориальные органы Пенсионного фонда России |
+ (постановка на учет – автоматически после регистрации в ИФНС). При заключении договоров с работниками ИП осуществляется самостоятельная постановка на учет в качестве плательщика страховых взносов за работников. |
Автоматически |
Территориальные органы Фонда социального страхования |
Постановка на учет обязательна только если ИП нанимает работников на работу. Осуществляется ИП самостоятельно после заключения договора с первым работником. Если ИП не имеет наемных работников – постановка на учет осуществляется самостоятельно в добровольном порядке. |
Автоматически |
Территориальные органы Фонда обязательного медицинского страхования |
Постановка на учет обязательна только если ИП нанимает работников на работу. Осуществляется ИП самостоятельно после заключения договора с первым работником. Если ИП не имеет наемных работников – постановка на учет осуществляется самостоятельно в добровольном порядке. |
Автоматически |
Органы государственного статистического учета |
Сведения об ИП обязательно направляются регистрирующим органом для статистического учета. Уведомление о постановке на учет можно получить при необходимости (например, в целях открытия расчетного счета) |
Автоматически |
Необходимо иметь следующие документы и придерживаться нижеследующих требований:
Обращаем Ваше внимание, что при организации и осуществлении деятельности следует учитывать положения санитарных правил СП 2.3.6.1079-01, которые распространяются на организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания" регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания, а также обеспечивают права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяют порядок реализации этих прав.