Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
По данным исследования, на фоне снижения курса рубля 42% компаний, активно работавших с зарубежными партнерами (зависят от импорта на 50% и более), стали искать на рынке более выгодные импортные поставки для ведения своего бизнеса, и только 20% стали подбирать отечественные аналоги. Вместе с тем, часть опрошенных рассказали о том, что они вынуждены продолжать покупать подорожавшую импортную продукцию, которая не может быть заменена отечественными аналогами. Среди таких оказались компании сферы IT (закупка программного обеспечения, оборудования) и представители сферы грузоперевозок (автозапчасти).
Как показал опрос, доля компаний малого бизнеса Российской Федерации, деятельность которых связана с закупкой или продажей товаров и услуг на зарубежных рынках, оставила 36 процентов. При этом 70% из этих компаний отметили, что зависят от импорта на 50% и более.
Об отрицательном влиянии на свой бизнес экономических санкций сообщили 48% опрошенных. Негативно на бизнес повлияли падение спроса на услуги/продукцию компании, рост затрат, девальвация рубля/колебания курса, проблемы с зарубежными партнерами, экономическая ситуация в стране, невозможность импортозамещения, ухудшение условий кредитования.
Около 7% респондентов напротив ощутили положительные сдвиги благодаря этому фактору за счет импортозамещения, увеличения спроса/количества клиентов, снижения уровня конкуренции, начала сотрудничества с азиатскими странами.
Снижение выручки и прибыли за последние три месяца отметили 54% и 57% компаний соответственно, при этом у 18% и 14% эти показатели повысились, а у 25% - не изменились. О сокращении частоты покупок, среднего чека и количества клиентов сообщили 45%, 36% и 43% компаний и индивидуальных предпринимателей соответственно. О наиболее значительном падении выручки сообщили компании, ведущие бизнес в сфере грузоперевозок и розничной торговли.
Представители всех отраслей смотрят в будущее с оптимизмом. Увеличения прибыли, выручки, частоты покупок и среднего чека ожидают 30-36% компаний малого бизнеса, а увеличения количества клиентов - почти половина, 44 процента. Снижения этих показателей - не более 25 процентов.
Ожидают улучшений в своем бизнесе в большей степени представители сферы маркетинга, рекламы, консалтинга, сферы IT и производства. В сфере грузоперевозок ожидания более сдержанные, тем не менее, они также находятся в положительной зоне.
Как показал июньский опрос, не планируют менять число сотрудников 48% опрошенных, сокращать персонал намерены 16% компаний, увеличивать 25 процентов. Большинство компаний малого бизнеса – 65% - намерены сохранять уровень заработной платы на прежнем уровне, 11% планируют повышение оплаты труда, а 13% ее сокращение.
В целом около 71% опрошенных видят в кризисном состоянии экономики возможности для развития. Преимущественно это компании, работающие в Москве и Санкт-Петербурге, представляющие производственную сферу, IT и сферу маркетинга, рекламы, консалтинга и ведущие бизнес более пяти лет. Увеличение оборотов и выход на новые рынки планируют 46% опрошенных.
Таким образом, почти половина респондентов планируют увеличение оборотов компании, а доля планирующих смену сферы деятельности или закрытие компании не превышает 20 процентов.
Приоритетными для компаний малого бизнеса России в настоящее время являются направления сохранение и повышение лояльности своих клиентов. Свыше 40% опрошенных компаний сообщили о пересмотре модели продаж, из них еще 47% улучшили качество сервиса, а 63% запустили новые решения с целью удержания действующих клиентов.