Информационные сайты:

ФРМП РС(Я)

Гид предпринимателя:

Календарь событий:

АПРЕЛЬ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

Проверки

Какие бывают виды проверок бывают?

В новом ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ конкретизируется и усложняется процедура организации и проведения проверки.

Закон предусматривает четыре вида проверок. При этом плановая и внеплановая проверка может проводиться в форме документарной и выездной проверки. Поэтому правильнее следовало бы говорить о следующих видах проверки:

  • плановая документарная проверка;
  • плановая выездная проверка;
  • внеплановая документарная проверка;
  • внеплановая выездная проверка.

 

Как осуществляются плановые проверки, что является предметом плановой проверки?

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановая проверка проводиться на основании следующих документов:

  1. на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов;
  2. на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки.

В свою очередь, закон устанавливает всего три основания для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок.

Так, согласно п. 8 ст. 9 ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

  1. государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  2. окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  3. начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

В свою очередь, в ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения:

  1. наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
  2. цель и основание проведения каждой плановой проверки;
  3. дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
  4. наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:

  1. наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  2. фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  3. наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  4. цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  5. правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  6. сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  7. перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
  8. перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  9. даты начала и окончания проведения проверки.

Законодатель устанавливает следующие требования в отношении периодичности и продолжительности плановой проверки.

Так, по общему правилу, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В исключительных случаях, а именно: в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ.

Наименование вида деятельности

Органы, осуществляющие плановые проверки

Периодичность проведения проверки плановой

Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи

органы, осуществляющие лицензирование деятельности медицинской

не чаще 1 раза в год

 


органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

не чаще 1 раза в 2 года

Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи

органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности, и органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический государственный надзор

не чаще 1 раза в 2 года

 

 

Оказание скорой медицинской помощи

органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности

не чаще 1 раза в 2 года

Розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учреждениях

органы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельности

не чаще 1 раза в год

Оптовая торговля лекарственными средствами

органы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельности

не чаще 1 раза в 2 года

 

Дошкольное и начальное общее образование

 

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

не чаще 1 раза в год

 


органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности

не чаще 1 раза в 2 года

 

Основное общее и среднее (полное) общее образование

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный

санитарно-эпидемиологический надзор

не чаще 1 раза в год

 

 

 


органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности

не чаще 1 раза в 2 года

 

Деятельность детских

лагерей на время каникул

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный

санитарно-эпидемиологический надзор

1 раз перед началом каникул

 

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

не чаще 1 раза в год

 

 

 


органы, осуществляющие государственный надзор в сфере здравоохранения и социального развития

не чаще 1 раза в 2 года

 

Срок проведения проверок не может превышать двадцать рабочих дней. Этот срок является общим как для плановых (документарных, выездных), так и для внеплановых (документарных, выездных) проверок.

Однако, в исключительных случаях, сроки проведения проверки могут быть иными. Так, иные сроки проведения проверки установлены только для плановых выездных проверок при соблюдении следующих условий:

  • в отношении одного субъекта малого предпринимательстваобщий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
  • в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

С 1 января 2010 года вступят в силу положения Закона, регулирующие координацию органами прокуратуры мероприятий по составлению планов проверок и устанавливающие следующее.

В срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой РФ ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Порядок направления планов проверок в органы прокуратуры, форма и содержание ежегодного сводного плана проведения плановых проверок устанавливаются Правительством РФ.

Согласно Федерального закона № 294-ФЗ в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может проводиться не чаще, чем один раз в три года по согласованию списка с прокуратурой и внеплановые проверки проводятся после согласования и разрешения прокуратуры.


 

Как осуществляются внеплановые проверки, что является предметом внеплановой проверки?

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Внеплановая проверка проводиться на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки.

Внеплановые выездные проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства могут проводиться только в двух случаях:

  • в случаях поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • в случаях поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Кроме того, внеплановые выездные проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о чем говорилось выше.


 

Как долго могут длиться проверки?

Частью 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ установлено, что срок проведения каждой из проверок (документарных и выездных), предусмотренных ст. ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ, не может превышать двадцать рабочих дней. Срок проведения проверок не может превышать двадцать рабочих дней. Этот срок является общим как для плановых (документарных, выездных), так и для внеплановых (документарных, выездных) проверок.

Однако, в исключительных случаях, сроки проведения проверки могут быть иными. Так, иные сроки проведения проверки установлены только для плановых выездных проверок при соблюдении следующих условий:

  • в отношении одного субъекта малого предпринимательстваобщий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
  • в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

 

Что является предметом осуществления документарной проверки? Как осуществляются документарные проверки?

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Документарная проверка проводиться по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

По общему правилу, в процессе документарной проверки рассматриваются документы, имеющиеся в распоряжении контролирующего органа, а именно:

  • уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • акты предыдущих проверок;
  • материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях;
  • иные документы о результатах осуществленных в отношении этого юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Однако, в некоторых случаях контролирующим органом направляется мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. Такой запрос должен быть обоснован и сделан только в двух случаях:

  • в случае если достоверность сведений, содержащихся в таких документах, вызывает обоснованные сомнения
либо
  • в случае, если эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами,

К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

Со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны в течение 10-ти рабочих дней направить в соответствующий контролирующий орган указанные в запросе копии документов, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.

В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащихся в имеющихся у контролирующего органа документах и полученным в ходе осуществления контроля, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение 10-ти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме. При этом юридическое лицо и индивидуальный предприниматель вправе представить дополнительно в контролирующий орган документы, подтверждающие достоверность раннее представленных документов, а контролирующий орган обязан их рассмотреть.

В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля установят признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вправе провести выездную проверку.


 

Что является предметом выездной проверки, как осуществляется выездная проверка?

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

  1. удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  2. оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Выездная проверка начинается со следующих действий:

  • с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля,
  • обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах в целях подтверждения своих полномочий.


 

Существует ли в ФЗ-294 регламенты проведения конкретной проверки, сроки принятия решений, сроки направления документов и информации?

Новый ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ пересмотрел позиции в отношении сроков, предусмотрев не только иные сроки проведения конкретной проверки, но и сроки принятия соответствующих решений и сроки направления определенных документов и информации. Так, в законе определяются следующие сроки:

Сроки, предусмотренные законом

Кол-во

1

Срок направления уведомления о начале осуществл-ния отд.видов предприним деят-сти

После гос.регистрации, но до факт. осущ-ния деят-сти

2

Срок сообщения об изменениях места нахождения и места факт осуществления деятельности, реорганизации

В течении 10 дней с даты внесения записей в госреестр

3

Срок, определяющий периодичность проведения плановых проверок

Не чаще, чем 1 раз в три года, кроме искл. В сфере здравоохр., сфере образов., соц. сфере

4

Срок, в течении которого уведомляется о проведении плановой проверки

Не позднее чем в течение 3-х рабочих дней до начала проведения

5

 

Срок в течение которого членам СРО сообщается о выявленных нарущениях

В течение 5 раб. Дней со дня окончания проведения проверки

6

Срок направления в органы прокуратуры в проектов ежегодных планов проведения плановых проверок

До 1 ноября года, предшествующему году проведения плановых проверок

7

Срок направления в органы прокупратуры заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки

В день подписания распоряжения руководителя (зам) органа гос. контроля, органа муниципального контроля по месту осуществления деятельности проверяемого

8

Срок рассмотрения органами прокуратуры заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки

В день поступления в целях законности проведения внеплановой выездной проверки

9

 

Срок принятия органами прокуратуры решения по результатам рассмотрения заявления о согласования проведения внеплановой выездной проверки

Не позднее, чем в течении рабочего дня, следующего за днем их поступления

Существуют исключения: напр. Вред жизни, ЧС и т.д. – в течении 24 часа с момента поступления

10

Срок направления проверяемым документов по мотивированным запросам

В течении 10 раб. дней

11

Срок предоставления пояснений при выявления ошибок и противоречий (документарная проверка)

В течении 10 раб. дней

12

Срок проведения проверки (все виды проверок)

Не более 20 раб. Дней: Искл. только для плановых 1. 50 часов- для малого предприятия, 15 часов – микропредприятие в год.

2. при необходимости исслед, испытаний, экспертиз

Возможно продление а) на 20 раб дней для малых

б) на 15 часов для микропредприятий

13

Срок оформления акта по результатам проверки

Сразу после завершения проверки

Искл. При необходимости заключения по спец. расследованиям продление на 3 раб. Дня. В случае выездной внеплановой копия в прокупратуру в теч. 5 раб. дней

14

Срок предоставление возражений в отношении акта проверки

Не более 15 дней с даты получения акта проверки

15

Срок, в течении которого контролир. Орган сообщает о мерах по отн. К виновным

В течение 10 раб. дней


 

Существуют ли ограничения при проведении мероприятий по контролю?

Должностные лица органов государственного контроля (надзора) не в праве:

  • проверять выполнение обязательных требований, которые не относятся к компетенции органа, от имени которого действуют должностные лица;
  • осуществлять плановые проверки в отсутствие должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  • требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний) или экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции. Также нельзя требовать отбора проб в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными документами;
  • распространять информацию, которая является тайной, и стала известной проверяющему при проведении проверки;
  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

 

Как должны быть оформлены результаты проверки?

После того, как проверка завершится, должностным лицом органа государственного контроля должен быть составлен акт в двух экземплярах.В акте указываются:

  • дата, время и место составления акта;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;
  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;
  • наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;
  • дата, время и место проведения мероприятия по контролю;
  • сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, несущих ответственность за совершение этих нарушений;
  • сведения о том, ознакомились ли проверяемые с актом или отказались от этого, их подписи или отказ от подписи;
  • подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются акты об отборе образцов продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

! Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю проверяемого юридического лица или индивидуальному предпринимателю под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

Обращайте внимание на следующее:

  • ознакомившись с содержанием акта, при несогласии с предъявленными претензиями, необходимо изложить свои возражения в письменном виде;
  • если у предпринимателя возникли сомнения в том, что его действия оценены правильно, но его знаний недостаточно для того, чтобы обоснованно изложить свои возражения, то, подписывая акт, нужно указать: «С актом проверки не согласен».

! «Подписывать или не подписывать акт?» – такой вопрос часто задают предприниматели. Практика рассмотрения данной категории дел в судах показывает, что судьи воспринимают отказ от подписи, как факт, говорящий не в пользу предпринимателя. Рекомендуем подписывать акт на каждой странице, пустые места прочеркивать.

Журнал учёта мероприятий по контролю

Журнал учета мероприятий по контролю ведется всеми юридическими лицами и предпринимателями. Данные журнала учета мероприятий по контролю могут быть предъявлены в качестве доказательств в судах.

После проведения проверки должностным лицом органа государственного контроля в журнал учета мероприятий по контролю вносятся следующие фактические данные:

  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • дата и время проведения мероприятия по контролю;
  • название закона или иного акта, в соответствии с которым проводится проверка, цели, задачи и предмет проверки;
  • выявленные нарушения;
  • составленные протоколы об административных правонарушениях и о выданных предписаниях;
  • фамилия, имя, отчество, должность лица, осуществившего мероприятие по контролю, и его подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии).

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.

! Если проверяющие отказываются расписываться в журнале учета контрольных мероприятий, рекомендуем совершить следующие действия:

  • самостоятельно заполнить журнал учета контрольных мероприятий;
  • в графе «Подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю», написать «проверяющий от подписи отказался»;
  • пригласить двух свидетелей (можно из числа Ваших работников) для того, чтобы они расписались в журнале, подтвердив отказ проверяющих от заполнения журнала.

 

Как заполняется протокол об административном правонарушении, исполнения постановления об административном штрафе?

К сожалению, мало кто из предпринимателей может похвастаться знанием абсолютно всех требований, предъявляемых к нему законодательством. Поэтому наиболее частым результатом проверки становится выявление тех или иных нарушений, что, в свою очередь, влечет наложение штрафа.

Но нужно помнить, что любые действия или акты проверяющих органов, совершенные с нарушениями законодательства недействительны, даже если с Вашей стороны тоже были допущены нарушения.

Наиболее важным документом является протокол об административном правонарушении, который составляется на основе акта проверки. Протокол отражает сам факт совершения правонарушения.

О совершении административного правонарушения составляется протокол. Но есть случаи, когда обходятся без него:

  • случаи, когда дело об административном правонарушении возбуждается прокурором;
  • в случае, когда при совершении административного правонарушения назначается наказание в виде предупреждения (то есть, письменного замечания) или штрафа в размере, не больше одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил – не больше десяти минимальных размеров оплаты труда.

В протоколе об административном правонарушении указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и суть административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам дела разъясняются их права и обязанности. Об этом делается запись в протоколе.

Лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должны иметь возможность ознакомления с протоколом. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

! Вы не обязаны подписывать протокол. В случае Вашего отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

По Вашей просьбе Вам должна быть вручена под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлен факт совершения административного правонарушения. В случае, если требуется выяснить дополнительные данные, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.

! Проведение административного расследования означает, что осуществляются действия, требующие временных затрат, например, экспертиза.

В протоколе должны быть отражены следующие сведения, которые могут оказаться важными для Вас:

  • личные сведения - о месте жительства, семейном положении, количестве иждивенцев и т.д. Необходимость указания этих сведений связана с тем, что при наложении взыскания учитываются личность и имущественное положение нарушителя, а также смягчающие обстоятельства;
  • сведения о том, привлекался ли нарушитель ранее к административной ответственности. Отсутствие наложенного ранее административного взыскания может являться смягчающим обстоятельством;
  • сведения о месте и времени правонарушения, указаны суть правонарушения, а также нормативный акт, который Вы нарушили. Подробное описание совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации. Нередки случаи, когда штраф налагают за одно правонарушение, в то время как на самом деле было совершено другое;
  • информация о свидетелях и потерпевших, если они имеются. Обращаем Ваше внимание на то, что наличие таковых не является обязательным условием при составлении протокола.

Оформление протокола заканчивается его подписанием лицом, которое его составило, и лицом, которое совершило административное правонарушение. От лица, совершившего административное правонарушение, в протоколе расписывается руководитель организации (индивидуальный предприниматель), или лицо, уполномоченное на подписание протокола доверенностью руководителем организации (индивидуальным предпринимателем).

Объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности.

  • Объяснения даются лицом, которого привлекают к ответственности при осуществлении проверки, составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении в административной комиссии или ином органе и в других случаях.
  • Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
  • Объяснения лица вносятся в протокол об административном правонарушении.

! Давать объяснения - это Ваше право, а не обязанность. И в случае, если Вас принуждают к написанию каких-либо объяснений под диктовку - отказывайтесь. Согласно Конституции России «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». Это относится не только к уголовному законодательству, но и к административному.

Исполнение постановления о наложении административного штрафа.


 

Что делать, если Вас неправомерно оштрафовали?

Существует два законных способа защиты своих прав:

  • административный порядок;
  • судебный порядок.

Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении реализуется в соответствии с главой 30 «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях» КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

  • вынесенное судьей - в вышестоящий суд;
  • вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа или судебного пристава-исполнителя;
  • вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
  • вынесенное иным органом созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.

В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила одновременно в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, может быть обжаловано в арбитражном суде.

! Если Вы решили обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности, обратите внимание на следующее:

  • Жалоба подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу. Они обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Однако жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
  • Если Вы обжалуете постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста, помните, что она подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
  • В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

 

В каком порядке проходят налоговые проверки?

Порядок проведения налоговых проверок регулируется Налоговым кодексом (глава 14 «Налоговый контроль»).

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки.

Камеральная проверка предполагает проверку документов в самом налоговом органе. Проверяются налоговые декларации, бухгалтерские документы, т.е., те документы, на основе которых исчисляются суммы налога.

Выездная проверка проводится по месту нахождения организации или индивидуального предпринимателя.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности,непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Камеральная налоговая проверка.

Срок проведения проверки - три месяца. То есть, поданную Вами декларацию могут проверять в течение трех месяцев со дня ее подачи.

Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа. Специального разрешения руководителя налогового органа не требуется.

Налоговый инспектор вправе запрашивать документы, только путем выставления письменного требования. Вы обязаны исполнить требование в течение 5 дней или в срок, указанный в требовании.

! Устные требования сотрудника налогового органа о предоставлении документов исполнять не следует.


 

В каких случаях налоговый орган может затребовать предъявления документов?

1. При проверке любой декларации (расчета):

  • если выявлены ошибки;
  • если выявлены несоответствия показателей декларации, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля;
  • заявлены налоговые льготы.

2. При проверке декларации по НДС:

  • если заявлено право на возмещение НДС.

! Запрошенные документы необходимо предъявлять в виде копий, заверенных подписью индивидуального предпринимателя или уполномоченного им лица (т.е. при наличии доверенности) - для индивидуальных предпринимателей; подписью руководителя (заместителя руководителя)организации или иного уполномоченного лица и печатью - для юридических лиц.

! Документы следует передавать по описи, получив отметку налогового органа о принятии документов. В случае отправки по почте, следует воспользоваться заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

! Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет наложение на индивидуального предпринимателя или организацию штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ.

Если по итогам камеральной проверки нарушения не выявлены, налогоплательщику никакой документ об этом не направляется.

Если по итогам камеральной проверки нарушения выявлены, налогоплательщику направляется по почте или вручается под расписку акт проверки, извещение о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки, копию решения по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки.


 

На основании каких документов проводится выездная налоговая проверка?

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

  • наименование (полное и сокращенное) или Ф.И.О налогоплательщика;
  • предмет проверки, т.е. указание на то, какие налоги проверяются (выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы проверяющих.

! Вносить какие-либо изменения в решение о проведении налоговой проверки инспекторы не могут. Поэтому в решении, предъявленном руководителю проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, не должно быть поправок или зачеркиваний. В случае если налоговый инспектор не имеет постановления на проверку, то он не уполномочен проводить выездную проверку, следовательно, в соответствии со статьей 21 НК РФ налогоплательщик вправе не исполнять требования такого проверяющего.

Решение о проведении проверки вручается руководителю или главному бухгалтеру организации. Но его может получить и уполномоченный представитель. В таком случае инспектор должен удостовериться, что у этого представителя есть необходимые полномочия. Налоговый кодекс РФ прямо не предусматривает каких-либо наказаний за уклонение руководителя предприятия от получения решения о проверке. В таком случае решение высылается по почте заказным письмом.

Сроки при проведении выездной налоговой проверки.

  • Выездной проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
  • В отношении одного налогоплательщика в течение года может быть проведено не более двух выездных налоговых проверок (не учитываются самостоятельные выездные налоговые проверки филиалов и представительств налогоплательщика).
  • Продолжительность проверки не может превышать двух месяцев, в случае продления – четырех месяцев, в исключительных случаях – шести месяцев (не включается период, в течение которого проверка была приостановлена).
! Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
  • Срок приостановления проведения выездной налоговой проверки, осуществляемого на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, не может превышать шести месяцев.

! Приостановление выездной налоговой проверки возможно только при наличии следующих оснований:

  • истребование документов (информации);
  • получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  • проведение экспертиз;
  • перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Таким образом, максимальный срок проведения выездной налоговой проверки с учетом продления и приостановления – один год, а при необходимости получения информации от иностранных государственных органов – 1 год 3 месяца.

Если известие о назначении выездной проверки и вручение решения о ее проведении достаточно часто являются неожиданностью, то приступить сразу же к проверке документов налоговики не могут. Перед этим инспектор должен вручить представителю предприятия требование представить необходимые документы, т. е. истребовать документы.

После того, как Вам предъявили требование, у Вас десять дней на то, чтобы подготовить документы (ст. 93 НК РФ).

! В случае, если Вы не имеете возможности представить истребуемые документы в течение десяти дней, Вам необходимо в течение одного дня, следующего за днем получения требования, уведомить об этом налоговый орган с указанием причин срока, в течение которого Вы сможете представить истребованные документы.

! Если Вы не уложились в указанные сроки либо представили не все документы, указанные в требовании, - будьте готовы заплатить за каждый не представленный документ штраф в размере 50 рублей за каждый не представленный документ (ст. 126 НК РФ). Штраф может быть наложен только в том случае, если затребованный документ у предпринимателя есть. Если есть веские обоснования отсутствия документа (пожар, кража и т. д.), штрафа можно избежать, представив подтверждающие документы из милиции или пожарной инспекции.

Налоговый инспектор имеет право проверять все то, что имеет какое-либо отношение к налогам и финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя. Таким образом, налоговый инспектор имеет право истребовать у предпринимателя такие документы, как накладные, приходные и расходные ордера, кассовый журнал, свидетельства регистрации предпринимателя, патенты, лицензии или иные правоустанавливающие документы, трудовой договор с продавцом и т. п. Исключение составляют лишь документы, являющиеся коммерческой тайной.

Истребование документов может производиться и в отношении контрагентов или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика. При этом следует учитывать следующее:

  • такое истребование документов проводится на основании письменного поручения с указанием на мероприятие налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость истребования документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки – на сведения, позволяющие идентифицировать указанную сделку;
  • требование необходимо исполнить в течение пяти дней или в указанный срок сообщить о невозможности исполнения требования;

! Отказ от представления запрошенных документов или непредставление их в указанные сроки наказывается штрафом в размере 1000 руб. (ст. 93.1 НК РФ).

При наличии у осуществляющих выездную проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемкаэтих документов. Следует иметь ввиду следующее:

  • выемка производится на основании мотивированного постановления должностного лица, осуществляющего выездную налоговую проверку, утвержденного руководителем или заместителем соответствующего налогового органа;
  • выемка в ночное время не допускается;
  • выемка производится только в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка;
  • выемка производится в принудительном порядке только при отказе выдать документы или предметы добровольно;
  • изъятию при выемке подлежат только документы и предметы, имеющие отношение к налоговой проверке;
  • о производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол; копия протокола передается лицу, у которого эти документы (предметы) были изъяты;
  • в случае изъятия подлинников документов, лицу, у которого данные документы изъяты, оставляют копии, заверенные должностным лицом налогового органа. 

 

Как оформляются результаты налоговой проверки?

По окончании проверки, независимо от ее результатов, составляется справка о проведении проверки. А в течение двух месяцев после этого должен быть составлен акт поверки.

В акте указываются факты выявленных налоговых правонарушений или их отсутствие, а также выводы и предложения проверяющих по их устранению и применению конкретных мер ответственности. Акт проверки передается налогоплательщику или его представителю. В течение 15 дней со дня его получения налогоплательщик может представить свои возражения на имя руководителя той инспекции, сотрудники которой были на проверке. Возражения должны быть обоснованы и документально подтверждены. Срок для подачи письма с Вашими возражениями будет исчисляться со дня подписания Вами акта при вручении, поэтому обязательно ставьте число, когда подписываете акт проверки или сохраняйте конверт, в котором акт проверки Вам направлялся.

В течение десяти дней (указанный срок может быть продлен не более, чем на один месяц) по истечении срока, установленного для представления налогоплательщиком возражений по акту налоговой проверки, руководитель налогового органа знакомится с материалами проверки, иными документами и выносит одно из следующих решений:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Копия решения передается налогоплательщику.

Решение вступает в силу в течение десяти дней со дня вручения его налогоплательщику (или его представителю).

В течение указанного срока (10 дней) на решение может быть подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган. В таком случае решение вступит в силу после его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

! После вынесения решения налоговый орган может принять обеспечительные меры в форме:

  • запрета на отчуждение имущества (продажа, дарение и т.п.);
  • приостановления операций по счетам в банке.

! Несоблюдение должностными лицами налоговых органов процедуры рассмотрения материалов проверки может являться основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом.


 

Как обжаловать решение налогового органа?

Обжалование решения налогового органа.

  1. Если решение не вступило в законную силу:
    • оно обжалуется в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган в течение 10 дней;
    • обжалование осуществляется путем подачи жалобы в письменной форме в вынесший решение налоговый орган, который в течение трех дней обязан направить жалобу в вышестоящий налоговый орган;
  2. Если решение вступило в законную силу:
    • оно обжалуется в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения либо в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке подачи заявления о признании решения налогового органа незаконным.

! С 1 января 2009 года решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

! Исполнение решения налогового органа может быть приостановлено по ходатайству лица, обжалующего решение.

Исполнение решения налогового органа.

Решение налогового органа подлежит исполнению со дня вступления его в силу.

Вступившее в силу решение является основанием для выставления требования налогового органа об уплате налога, пеней, штрафа.

В требовании указывается срок, в течение которого налогоплательщик должен добровольно исполнить решение. Как правило, речь идет о десяти календарных днях, если иной, более продолжительный срок на указан в требовании.

! Неисполнение в установленный срок требования является основанием для применения налоговой инспекцией обеспечительных мер (приостановление операций по счету, арест имущества) и мер принудительного взыскания налога (сбора), пеней и штрафов.

Принудительное взыскание налога (сбора), пеней и штрафов.

Принудительное взыскание налога (сбора), пеней и штрафов производится в случае неисполнения требования в установленный срок.

Принудительное взыскание производится:

  1. в административном (внесудебном) порядке;
  2. в судебном порядке.

Взыскание в административном порядке:

  • производится на основании решения налогового органа;
  • соответствующее решение должно быть вынесено не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), пеней и штрафа;
  • в случае пропуска двухмесячного срока на вынесение решения взыскание налога (сбора), пеней и штрафа производится только в судебном порядке.

Взыскание в судебном порядке осуществляется следующим образом:

  • налоговая инспекция в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), пеней и штрафа обращается в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога (сбора), пеней и штрафа. 

 

В каких случаях могут сотрудники милиции проводить проверки предпринимателей?

  • мероприятие по контролю может проводиться только на основании мотивированного постановления начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя;
  • при этом следует помнить, что сотрудники милиции могут обосновывать отсутствие постановления ссылкой на Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ, который в некоторых случаях действительно предоставляет им право действовать и без него. Для внесения ясности в этот вопрос необходимо учитывать, что основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
    1. Наличие возбужденного уголовного дела.
    2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
      • признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
      • событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
      • лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
      • лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
    3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
    4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
    5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
    6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

! Если наличие основания для осуществления проверки в рамках оперативно-розыскных мероприятий вызывает сомнения, рекомендуем воспользоваться списком «телефонов доверия» подразделений УВД Республики Саха (Якутия) для обращения предпринимателей в случаях необоснованных проверок их деятельности сотрудниками милиции.

Особенности проверок, осуществляемых сотрудниками милиции, не меняют общего алгоритма проведения проверок: предъявление служебного удостоверения и предписания на проверку (в некоторых случаях при оперативно-розыскных мероприятиях предписание может отсутствовать) → проверка → составление акта проверки → составление протокола об административном правонарушении (при выявлении) → вынесение постановление об административном правонарушении.


 

Могут ли сотрудники ОВД применить санкции по итогам проверки?

! Сотрудники ОВД не всегда могут самостоятельно применять те или иные санкции по итогам проверки. То есть в некоторых случаях сотрудники милиции уполномочены только составить акт проверки и направить в соответствующий орган для составления протокола и вынесения решения.

Виды правонарушений в области предпринимательской деятельности, которые уполномочены рассматривать сотрудники милиции.

  • Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения.
  • Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации.
  • Нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, кроме розничной продажи этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов, поставки или розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), поставки или розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.
  • Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

 

В каких случаях может производиться государственный пожарный надзор?

Основным нормативным документом, регламентирующим деятельность Государственной противопожарной службы, является ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ.

Государственная противопожарная служба МЧС Российской Федерации создана с целью защиты жизни и здоровья людей и имущества от пожаров, организации и осуществления государственного пожарного надзора в Российской Федерации за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.


 

Что входит в компетенцию государственной трудовой инспекции?

В соответствии со ст. 353 и ст. 354 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Государственные инспекторы труда имеют право:

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц (при этом инспектор обязательно должен предъявить Вам свое удостоверение);
  • запрашивать у работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (все это Вы должны предоставить инспектору безвозмездно);
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • требовать от Вас устранения допущенных нарушений, восстановления нарушенных прав работников, привлечения виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранения их от должности;
  • направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда. Инспектор может направить данное требование только при наличии заключения государственной экспертизы условий труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства, имеет право выдать Вам предписание, подлежащее обязательному исполнению. Если Вы считаете, что данное предписание неправомерно, можете обжаловать его в суд в течение десяти дней с момента получения.

Государственный инспектор труда должен считать конфиденциальным источник любой жалобы, и поэтому не обязан сообщать Вам о том, кто подал на Вас жалобу.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.


 

Какие проверки осуществляются по соблюдению предпринимателями санитарных норм и правил?

Проверки по соблюдению предпринимателями санитарных норм и правил уполномочены:

  • Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия). Управление осуществляет государственный контроль и надзор за исполнением требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;
  • Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии». ФГУЗ обеспечивает деятельность ТУ Роспотребнадзора и оказывает платные услуги населению.

! Иные контролирующие ведомства не уполномочены проверять соблюдение предпринимателями санитарных норм и правил.

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право:

  • получать от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • проводить санитарно-эпидемиологические расследования;
  • беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  • проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;
  • проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;
  • проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;
  • составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

  • об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
  • о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  • о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;
  • о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

 

Что могут проверить санитарные врачи?

Как правило, санитарные врачи будут проверять следующее.

Во-первых, санитарные врачи проверят наличие санитарно-эпидемиологических заключений, необходимые при реализации продукции и осуществлении деятельности, указанных в приказе Роспотребнадзора от 19 июля 2007г. № 224. Например, в числе прочих в нем названы детские игрушки, пищевые продукты, парфюмерно-косметические средства, деятельность в области оборота алкогольной продукции. Во-вторых, проверке подвергнутся документы, подтверждающие качество товара, например, сертификаты соответствия. Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, содержится в Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009г. N982

Безусловно, проверяющие проверят соблюдение санитарных норм и правил (СанПиН).

! Предприниматель обязан иметь в наличии полный текст СанПиН по своему роду деятельности.

Например, при проверке деятельности в сфере торговли продуктами питания или оказания услуг по организации общественного питания, как правило, проверят сроки годности продуктов, нарушение товарного соседства, соблюдение температурного режима хранения продуктов, соответствие гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, проведение мероприятий по дезинфекции и дератизации, наличие медицинских книжек с отметками о медосмотрах, спецодежды, порядок организации труда (чистота воздуха в рабочей зоне, размещение оргтехники и т.п.)

! При необходимости у проверяемого может быть изъята документация для изучения или приобщения к материалам проверки. Изъяты могут быть только копии документов, которые относятся к предмету проверки, указанному в распоряжении на проверку.

В случае, когда объект исследования требует анализа данных лабораторных исследований, проверяющие вправе брать образцы (пробы).

! Изъятие образцов должно сопровождаться отдельным актом, при этом не допускается изъятие образцов свыше нормы, необходимой для исследования, предусмотренной госстандартами.



Loading...