Информационные сайты:

ФРМП РС(Я)

Гид предпринимателя:

Календарь событий:

АПРЕЛЬ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

Конституционный суд сообщил о принятом постановлении по делу о проверке конституционности норм 159-ФЗ

21 декабря 2010 г.

Оспариваемые нормы не предполагают произвольной и безвозмездной передачи предпринимателям муниципального имущества, необходимого для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, поэтому Конституции Российской Федерации не противоречат, считают в КС РФ. При рассмотрении дела 28 октября суду была представлена также позиция Министерства экономического развития РФ

20 декабря 2010 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности норм закона об отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности, сообщила пресс-служба КС РФ.

Речь идет о проведенной судом проверке конституционности положений части 8 статьи 4 и частей 2-4 статьи 9 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба администрации города Благовещенска.

По итогам рассмотрения дела суд пришел к выводу, что оспариваемые нормы не предполагают произвольной и безвозмездной передачи предпринимателям муниципального имущества, необходимого для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, поэтому Конституции Российской Федерации не противоречат.

В сообщении о принятом Конституционным судом решении указывается:

«Законодатель предоставил органам местного самоуправления возможность самостоятельно определять предназначение муниципального имущества, в том числе необходимость его приватизации. Закрепление в муниципальных правовых актах возможности, сроков и условий приватизации имущества обеспечивает соблюдение конституционных прав населения не только на самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, но и выполнение социальных функций публичной власти.

Целью местного самоуправления является создание благоприятных условий для жизни населения, и муниципальная собственность предназначена обеспечивать интересы местного сообщества. Поэтому в муниципальной собственности должно находиться только то имущество, которое требуется для решения муниципальных задач.

Получение дохода от использования муниципальной собственности (арендные платежи и средства от приватизации) направлено прежде всего на поддержание этого имущества в состоянии, позволяющем выполнять муниципальные функции. Предоставление муниципального имущества в аренду предпринимателям не должно лишать местное население инфраструктуры и возможности получать услуги жизнеобеспечения.

Применительно к данному виду собственности допустима возможность законодательного установления условий приватизации  объектов, непосредственно не связанных с решением задач местного самоуправления. Ограничение права муниципальной собственности на такие объекты и установление преимущества для предпринимателей при их выкупе отвечает целям защиты экономических основ конституционного строя.

Суд пришел к выводу, что оспариваемые нормы Конституции РФ не противоречат, поскольку не предполагают произвольной и безвозмездной передачи предпринимателям муниципального имущества, необходимого для обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Суд отметил, что преимущественное право арендатора возникает лишь при приватизации собственности, а это предопределяет возмездность и участие собственника в распоряжении имуществом на установленных законом условиях. При этом принудительное отчуждение имущества допустимо лишь при условии предварительного и равноценного возмещения.

Конституционный Суд постановил, что, получая такое конституционно-правовое истолкование, оспариваемые положения частей 2 и 3 статьи 9 названного закона не противоречат Конституции Российской Федерации».

В итоге, говорится в пресс-сообщении, производство по делу в части, касающейся проверки конституционности части 8 статьи 4 и части 4 статьи 9 Федерального закона суд прекратил, поскольку заявитель уже оспаривал их в конституционном судопроизводстве.

Определением от 19 января 2010 года Конституционный Суд РФ установил, что они не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя.

Напомним, принимая участие в заседании 28 октября, заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Наталья Ларионова представила в Конституционном суде позицию министерства.

Минэкономразвития России не поддерживает позицию муниципалитетов о «неконституционности» положений 159-ФЗ о льготной приватизации госимущества в интересах малого и среднего бизнеса России, отметила замглавы департамента.

Выступая в суде, Наталья Ларионова заявила: «Хотелось бы обратить внимание на статью 34 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Таким образом, Конституция РФ включает это право в перечень прав и свобод человека и гражданина».

Также Н. Ларионова напомнила о том, что у муниципалитетов было более трех месяцев, чтобы составить перечень имущества, не подлежащего приватизации. По словам замглавы департамента, министерство продолжает следить за ситуацией с реализацией в России 159-ФЗ. По данным департамента развития МСП, на данный момент 17 тысяч предпринимателей выкупили чуть более 2 млн. кв. метров. Между тем, 90 тысяч образований уже составили списки на 14 млн. кв. метров, взяв их тем самым под свой контроль.



Loading...